Если вы заметили, то народ больше всего ругает политиков, представителей силовых структур, а также учителей, причем, учителей особенно часто и с особым рвением.
При этом родители часто забывают заглянуть в дневники и тетради своих детей и поинтересоваться их успехами в школе. Да и зачем это делать, ведь если чадо плохо учится, то это целиком и полностью вина учителя, а если учится хорошо, то это заслуга самого ученика.
Особенности перехода в 5 класс
Все родители, без исключения знают, что в 5 классе содержание образования заметно меняется. Все предметы преподаются различными учителями, ужесточаются требования к подготовке, да и появляются новые предметы, с которыми дети встретятся впервые.
В этом случае родителям нужно вспомнить, что 15-25 лет назад, когда они сами посещали школу, дисциплины были другими да и назывались они чаще всего по-иному.
Например, предмет, гордо именуемый «Технология» раньше назывался просто «Трудовое обучение». «Природоведение» преподавалось со 2-го класса, сейчас же появился предмет «Окружающий мир» и ведется он с 4-го класса.
Некоторые родители считают, что от названия суть предмета не меняется, поэтому ничего особенного при переходе в среднее звено не происходит. Но это не совсем так, ведь в этот период изменяется объем учебной нагрузки.
Самое главное, что требуется осознать, от желания или нежелания учителя ничего не зависит, все учебные предметы, преподаваемые в школе, определены до начала учебного года учебно-правовыми актами, инструктивно-методическими письмами, законами, подзаконами и типовыми учебными правилами.
Разница между предметами 4 и 5-х классов
Обучаясь в начальной школе, ученик ориентируется на одного учителя, который достаточно быстро выясняет его способности и образовательные потребности.
У ребенка вырабатывается желание завоевать авторитет именно у этого преподавателя. Требования были одни и те же, поэтому ребенок ощущал себя в постоянной зоне комфорта.
При переходе в среднее звено у учащегося появляются множество учителей с различными требованиями, он переходит к кабинетной системе, а кроме того, увеличивается и объем учебной нагрузки.
Конечно, ученик учится преодолевать появившиеся трудности, а это серьезная подготовка ко взрослой жизни, он учится строить нормальные отношения с различными людьми, самостоятельно решать появившиеся проблемы.
Существуете и еще один нюанс: в начально школе один преподаватель проводил постоянный контроль и мониторинг усвояемости предметов, а в среднем звене такой контроль отсутствует, поэтому родителям необходимо как можно чаще интересоваться школьными делами своего отпрыска и при необходимости помогать ему.
Учебный план в 5 классе в 2023-2024
Кроме обычных общеобразовательных предметов, которые и ранее изучались в 5 классе, совсем недавно были введены обществознание, в некоторых школах его называют граждановедение, и ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России).
Эти предметы будут целенаправленно развивать общую культуру школьников, расширять кругозор, формировать гуманистическое мировоззрение и толерантность.
А это, согласитесь, необходимо в столь многонациональной стране как Россия. Кроме этого, в этот курс входят и основы религиозных знаний, то есть причины зарождения религиозного воззрения, особенности и специфика разных религиозных культур, распространение их по планете и современные религиозные конфессии, действующие на территории страны.
Есть ли разница в предметах по сравнению с 2022 годом?
Во многих школах России вместе обычных трудов будет вводиться совершенно новый предмет- робототехника, конечно, только при наличии существующей материальной базы.
Существует мнение, что чем раньше ученики познакомятся и начнут работать с современными технологиями, тем проще им будет впоследствии при обучении в ВУЗе или в колледже знакомиться с профильными предметами.
К положительным сторонам этого предмета можно отнести:
- Профориентацию на ранней стадии для ребят, имеющих склонности к технике.
- Быстрое развитие организаторских способностей и лидерских качеств.
- Умение работать в тандеме.
- Огромная мотивация к изучению точных наук.
- Способ опробовать работу на разных платформах.
В связи с введением этого факультативного курса, а в некоторых школах и полноправного учебного предмета, в школы России уже в следующем учебном году должны поступить 3Д – принтеры и необходимые для практической работы комплекты оборудования.
Возможные нововведения
ФГОС- это федеральные государственные образовательные стандарты, которые были утверждены в 2019 году, но в 2023 году должны вновь обновиться. В настоящее время ФГОС еще не обновлены, но в первой половине 2023 года эта работа будет закончена.
Принципы, по которым разрабатываются новые положения государственных образовательных стандартов:
- Уточнение основ преподавания различных учебных предметов.
- Доступный уровень программ не только для учащихся школ, но и для их родителей или опекунов.
- Нацеленность на высокий результат обучения.
- Точное определение должностных инструкции для всех сотрудников школы.
- Введение единого перечня учебных дисциплин и факультативов.
- Развитие внеучебных навыков учащихся, расширение их кругозора, приближение их знаний к реалиям жизни.
- Создание новых форм и приемов для анализа и проведенья мониторинга результатов учебной деятельности.
Но уже установлено, что в 2023-2024 учебном году будет 11 или 12 учебных дисциплин, установленных для шести введенных и обязательных для всех учебных заведений областей.
Причем на педагогическом совете могут принять решение, какой уровень, базовый или углубленный, будет вводиться в каждом конкретном случае.
Предметы 5 класса в школах России
На сегодняшний день в перечне преподаваемых в школах России предметах есть кое-какая путаница, но контролирующие органы работают над этим. Кроме этого, есть профильные школы, в некоторых из них преподают биологию и обществознание, а в других- граждановедение и естествознание, но суть предметов от этого не меняется.
Но есть предметы, перечень которых неизменен, к таковым относятся:
- русский язык и русская словесность;
- математика и информатика,
- всемирная история;
- физическая культура;
- трудовое обучение;
- любой иностранный язык;
- общественные дисциплины.
Конечно, многие родители могут заявить, что количество преподаваемых предметов у его ребенка гораздо больше, но это происходит от того, что есть еще и вариативная часть, которую обычно расходуют на профильные предметы.
Иногда в школе преподаются одновременно и биология, и природоведение, но это не суть важно, поскольку количество часов остается прежнее, положенное по учебному плану. Также в профильных школах по решению педсовета могут быть введены иные предметы, которые необходимы для углублённого изучения дисциплин.
В настоящее время существуют и гимназии, и лицеи, которые имеют отличный от обычных средних школ учебный план. То же самое касается и регионального компонента.
Вариативный план позволяет школам варьировать учебную нагрузку и составлять индивидуальные учебные планы, в которые будут включены и необычные предметы, часто вызывающие недоумение у родителей.
Иногда на педсовете принимаются решения о введении предметов, которые будут изучаться в старших классах, конечно, это будут ознакомительные уроки, но они позволят учащимся спустя несколько лет легко войти в курс дела и успешно сдать ЕГЭ.
Второй иностранный язык в 5 классе
Вопрос о введении в учебную программу 5 класса второго иностранного языка волнует и учащихся, и их родителей. Конечно, если школа не языкового цикла и не гуманитарного направления, то к чему лишние знания, а главное, лишняя учебная нагрузка, которая и так велика для ребенка 10-11 лет.
Специалисты считают, что вводить такой предмет можно, только в случае наличия квалифицированных специалистов, которых, увы, не хватает даже в крупных городах, так что же говорить о небольших поселках.
Давайте вспомним рекомендации К.Г. Ушинского. Он считал, что вводить второй язык для учащихся можно только в том случае, если ребенок полностью усвоил азы первого чужого для него языка.
Не всем учащимся в школах физико-математического или химико-биологического направления хочется корпеть над лексикой и грамматикой еще одного языка. Хотя это нововведение имеет и множество плюсов.
В некоторых школах подобную дисциплину вводят только после проведения опроса среди учащихся и их родителей. Так что вопрос о введении второго иностранного языка остается пока открытым.